Танец и процесс: танцуя с собой
31 октября 2016
Последнее время я черпаю много вдохновения для индивидуальной работы с парным танцем в процессуальной психологии Арнольда Минделла. (Спасибо большое Кириллу Семенову за наводку и Евгению Молодову за науку). Хочу попробовать немного рассказать об одном из методов этой работы.

Типичная ситуация, с которой мы сталкиваемся, когда пытаемся танцевать парный танец, состоит в том, что наше тело обслуживает сразу несколько внутренних процессов. Например, одной своей частью (как правило той, с которой мы себя в данный момент отождествляем) мы обнимаем того, с кем танцуем, а другой (в данный момент воспринимаемой как нечто внешнее) — стараемся отстраниться от него. Или одна часть нас пытается расслабиться и танцевать, но при этом все наше тело или какая-то его часть напрягается и старается не двигаться.

Дело в том, что тело у нас одно, а внутренних (психических, душевных) процессов — обычно несколько, и ситуация парного танца — та самая ситуация, когда на свет выходит весь наш предыдущий опыт взаимодействия с противоположным полом, начиная с отношений с отцом/матерью. Это очень мощные силы, которые мешают танцевать парные танцы огромному количеству людей.

Иногда такие вещи удается проходить просто на осознании. То есть я показываю человеку, что в то время, как он вроде бы обнимает того, с кем танцует, в его теле происходят совсем другие процессы — например, оно старается сжаться в точку и не двигаться, а вовсе не обнимать. Бывает, что увидев это, человек может осознать это свое действие и отказаться от него, начав действительно, по-настоящему, на самом деле обнимать другого человека, посвятив этому действию всего себя. Но бывает, что эта сила неподвластна человеку и действует как бы сама по себе. И вот тогда нам на помощь приходят методы процессуальной работы.

В процессуальной психологии тот процесс, с которым человек себя отождествляет в данный момент (например, желание обниматься и танцевать) называется первичным, а тот, который проявляется, но воспринимается человеком как внешний, мешающий, — вторичным. Если не удается поженить и согласовать эти два процесса за счет работы внимания, то мы можем попросить помощи у самого тела, проделав следующий хитрый и ужасно веселый ход:

Для начала мы удостоверяемся, что в процессе танца имеют место два конфликтующих процесса одновременно, и немного про них говорим, чтобы как-нибудь их назвать и обозначить. Затем я предлагаю не считать мешающий процесс чем-то плохим (ведь он тоже часть человека), а наоборот — уделить ему все необходимое внимание, дать ему быть. То есть я предлагаю человеку станцевать его вторичный процесс — напряжение в теле, желание отстраниться, попытку быть незаметным — всё, что угодно. Потом мы обмениваемся своими чувствами и ощущениями от того, как нам обоим было во время танца, а затем я предлагаю поменяться ролями: я начинаю танцевать этот самый вторичный процесс, а человеку предлагаю как-то с ним обойтись. Иногда в этот момент случается настоящее чудо — человек чувствует, что танцует с самим собой (с реальной частью себя), и находит в себе желание и готовность дать этой части то, о чем она просит — внимание, заботу, понимание, принятие, свободу, нежность и что угодно ещё. Прямо внутри танца. И в этот момент эти две части соединяются, интегрируются и перестают противостоять друг другу.

Очень приятным для меня образом форма парного танца оказывается идеально подходящей для такого взаимодействия. Мы вроде бы просто танцуем, но при этом происходит то, ради чего парный танец и был создан — живое телесное общение людей о том, что их беспокоит в данный момент на самом деле больше всего на свете. Не нужно никакой специальной терапевтической ситуации, не нужно вообще ничего такого особенного, кроме готовности станцевать все части себя и немного поговорить о том, что мы чувствуем и ощущаем в процессе танца.

Я делал такие штуки и раньше, чисто интуитивно, но, добравшись до процессуальной психологии, понял, как все это устроено, и получил понятный и простой метод работы.

Отдельно стоит сказать, что эта история — не про каких-то «людей с проблемами», она про всех нас, в том числе и про меня самого. Поскольку тело не умеет врать, оно всегда выражает всё, что есть в нас в данный момент. И это «всё» часто бывает очень противоречивым и несогласованным, разрывающим нас на части и мешающим погрузиться в процесс танца и прожить эти несколько минут полностью, искренне, внимательно и контактно.
В поисках Архентины
Для того, чтобы разные люди могли танцевать друг с другом, я основал школу парных аргентинских танцев «В поисках Архентины». В школе регулярно проходят курсы по танго и другим аргентинским танцам, тематические семинары и вечера танцев в арт-кафе «Море внутри». Все подробности смотрите на странице школы:
Made on
Tilda