От внимания к любви
7 апреля 2016
Принято считать, что танец — это движение, и соответственно обучение танцам — это разучивание движений. Я уже писал в заметке про два способа учиться танцевать, что считаю наиболее важным в танце не то, как мы двигаемся, а то, насколько эти движения естественны для нас и соответствуют нам самим. Разучивать шаги, па, фигуры и движения — не значит танцевать. Танцевать — значит пребывать в состоянии танца, давать танцу выходить из нас, проявляться с нашей помощью.

Тело обладает естественной способностью (и даже потребностью) двигаться под музыку так, как ему нравится. В обществе, в котором мы с вами выросли, у большинства людей эта способность оказывается заблокированной. Многие люди не догадываются, что танцевать — значит позволить телу свободно двигаться под музыку и получать удовольствие от этого движения. Именно поэтому такие курсы как «Введение в танго» вообще оказываются нужны. Но, даже поняв это умом, нужно еще найти дорогу к этому свободному движению в своем теле.

Как это ни странно, основное, что мешает нам танцевать — это неумение управлять собственным вниманием. Внимание — это фактически единственный доступный нам инструмент управления самими собой, а с некоторых точек зрения — вообще единственное реальное, чем мы владеем. И единственное, чему я реально учу людей — работе с собственным вниманием.

Чтобы добраться до естественных и свободных движений своего тела, нужно направить свое внимания в это самое тело — прислушаться, каково ему, как оно себя чувствует и чего ему хочется. И позволить ему — самому, без нашего контроля, но с нашим присутствием — начать двигаться. Когда мы осваиваем этот простой ход, мы можем продолжить исследовать своим вниманием то, что участвует в танце — например, заметить, что мы чувствуем. Что мы чувствуем прямо сейчас — какие чувства в нас вызывает человек, с которым мы танцуем, музыка, которая звучит, ситуация, в которой мы находимся. Тогда мы получим возможность вложить эти чувства в танец.

Дальше мы сможем расширить сферу нашего внимания и заметить, что в нашем объятии есть живой человек — со своим телом и своими чувствами, которого мы обнимаем и с которым вместе движемся под одну и ту же музыку. Еще потом мы сможем уделить свое внимание окружающему пространству, людям, которые танцуют рядом, атмосфере места и состоянию этих людей, музыке, которая звучит в этом пространстве. И все, что мы заметим, мы сможем взять с собой в свой собственный танец.

Вслед за тем, как мы научаемся уделять свое внимание тому, что происходит здесь и сейчас, мы получаем возможность опереться в танце на то, что нам нравится, то, что нам интересно. Во всем, что нас окружает — в самих себе, в другом человеке, в музыке, в окружающем мире — есть вещи, привлекающие нас, и вещи, которые нас отталкивают. Танец может строиться на чем угодно, но удовольствие от танца мы получаем, когда начинаем следовать за тем, что нам нравится и что нам интересно — в любом аспекте мира выделять то, что нам близко, что отзывается в нашем сердце. Этому приходится учиться — искать интересное в самих себе, в партнере, в музыке, и доверять этому чувству. Потому что именно оно является проводником в те миры, которых мы жаждем достичь, когда решаемся танцевать.

Оперевшись на интерес, мы сможем начать учиться принятию. Дело в том, что все мы несовершенны — несовершенны наши тела, наши чувства, наши партнеры, звучащая музыка, окружающее пространство — весь мир. И, как следствие, несовершенен и наш танец. Нам нужно найти в себе силы и уделить свое внимание в том числе и тому, что во всем этом нам не нравится. И принять это. Принять самих себя, своего партнера, музыку, пространство и танец. Принять — это значит расстаться с надеждой на совершенство, и танцевать здесь и сейчас, так, как получается, разделяя это несовершенство мира с тем, с кем мы танцуем.

Уровень принятия — это довольное большое достижение. Я бываю там иногда, но не в каждом танце. Увы, не в каждом. Но возможен и следующий шаг. Когда мы, не теряя присутствия, интереса и принятия, перестаем в своем внимании осознавать себя как нечто отдельное от того мира, в котором танцуем. Становимся частью этого мира, сквозь который струится музыка, превращаясь в танец. Удивительно, но это снова не про совершенство, а про взращивание силы присутствия в моменте. Когда мы настолько здесь, что становимся частью этого мира, мы окунаемся в поток любви. И это лучшее, что может с нами случиться в танце — любить человека, с которым мы танцуем, и мир, который подарил нам такую возможность.
В поисках Архентины
Для того, чтобы разные люди могли танцевать друг с другом, я основал школу парных аргентинских танцев «В поисках Архентины». В школе регулярно проходят курсы по танго и другим аргентинским танцам, тематические семинары и вечера танцев в арт-кафе «Море внутри». Все подробности смотрите на странице школы:
Made on
Tilda